Главная \ Наши статьи \ Получение государственной помощи медицинскими организациями: новые правила учета с 2020 года

Получение государственной помощи медицинскими организациями: новые правила учета с 2020 года

← Предыдущая Следующая →
869
Получение государственной помощи медицинскими организациями: новые правила учета с 2020 года

УДК 336.226.12

ВАК 08.00.12


 

Получение государственной помощи медицинскими организациями: новые правила учета с 2020 года


 

Сотникова Людмила Викторовна,

д-р экон. наук,

профессор Департамента учета, анализа и аудита

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
 

Приказом Минфина России от 4 декабря 2018 г. № 248н был внесен ряд изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ (ПБУ) 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н. Указанные изменения для обязательного применения вступают в силу с 1 января 2020 г. Однако в 2019 году организации здравоохранения – получатели государственной помощи могут применять стандарт с изменениями добровольно, указав это в своей учетной политике, а также раскрыв в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год. Переход на новый порядок учета подразумевает ретроспективных подход к изменению учетной политике и какого-либо особого переходного периода Минфином не установлено. В статье рассмотрены основные теоретические и практические аспекты нового порядка учета и раскрытия в отчетности государственной помощи.


 

Ключевые слова: государственная помощь; государственная помощь на финансирование капитальных затрат; доходы будущих периодов

 

Введение. Приказом Минфина России от 4 декабря 2018 г. № 248н (далее – Приказ № 248н) был внесен ряд изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ (ПБУ) 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н. Минфин России сделал об этом Информационное сообщение от 04.02.2019 № ИС-учет-16 «Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н».

Как известно, Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» уточнен статус положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., этим законом были признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Основная цель изменений состояла в приведении правил бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», введенный в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Организации обязаны применять предусмотренные Приказом № 248н изменения, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Вместе с тем организации были вправе принять решение о раннем начале применения новой редакции ФСБУ (ПБУ) 13/2000, т.е. уже начиная с 1 января 2019 года.

В соответствии с п. 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета (ПБУ) 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н), такое решение должно быть раскрыто в бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения – «в случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт».

Цель исследования: изучение теоретических положений и выработка практических рекомендаций в области бухгалтерского учета по вопросам учета государственной помощи организациям здравоохранения из бюджета и внебюджетных фондов на различные цели – текущие расходы и капитальные затраты в условиях сближения с Международными стандартами финансового учета.

Задачи исследования: обосновать практическую возможность реализации новых теоретических положений регулятора по учету государственной помощи из бюджета и внебюджетных фондов организациям здравоохранения, в том числе, коммерческих организаций здравоохранения, в случаях компенсации капитальных затрат организаций здравоохранения на приобретение (создание) таких внеоборотных активов, как основные средства и нематериальные активы, перехода на новый порядок раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности о получении и целевом использовании средств государственной помощи.

Материалы, методы и условия проведения исследований. Изучены законодательные и нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет государственной помощи в Российской Федерации, разъяснений регулятора организации бухгалтерского учета – Министерства финансов Российской Федерации по вопросам учета государственной помощи на основе применения принципов приоритета экономического содержания над юридической формой и существенности.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего, была уточнена сфера применения ФСБУ (ПБУ) 13/2000 «Учет государственной помощи». Предметом правил ФСБУ (ПБУ) 13/2000 является, как следует из названия стандарта, государственная помощь, предоставленная организациям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Теперь Приказом № 248н к предмету ФСБУ (ПБУ) 13/2000 отнесена также государственная помощь, предоставленная из бюджетов государственных внебюджетных фондов. В частности, это может быть помощь, оказанная медицинским организациям из Фонда медицинского страхования.

Далее, уточнены отдельные нормы ФСБУ (ПБУ) 13/2000, которые:

во-первых, приводят в соответствие требования стандарта действующему законодательству Российской Федерации. Так, в частности, в п. 4 исключено упоминание такой формы предоставления государственной помощи, как субвенция, не предусмотренной современным законодательством России;

во-вторых, из стандарта исключен п. 11, содержавший отсылку на порядок отражения условных обязательств и условных активов, связанных с признанными в бухгалтерском учете бюджетными средствами, в бухгалтерском учете и отчетности организации;

в-третьих, пункт 5 дополнен указанием на то, что моментом принятия бюджетных средств к бухгалтерскому учету может быть в том числе фактическое получение этих средств организацией. Таким образом, данный пункт приведен в соответствие с пунктом 7 этого же стандарта, в котором указано, что таких моментов может быть два: на дату признания государственной помощи или на дату фактического получения государственной помощи. Так, пунктом 5 подразумевалось, что получение бюджетных средств может быть отражено двумя способами:

первый способ – по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» - в момент получения государственной помощи;

второй способ – по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» - в момент признания государственной помощи, а затем по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Однако первый из вышеуказанных способов не был предусмотрен в пункте 7. Теперь данное противоречие устранено.

в-четвертых, из п. 19 исключено упоминание о пояснительной записке в составе бухгалтерской отчетности, так как такое понятие, как «пояснительная записка» уже не является принятым в современном российском учете;

в-пятых, исключены указания на конкретные виды доходов и расходов, включаемых в финансовый результат деятельности организации (прочие доходы, прочие расходы, т.п.). Планируемые к разработке Федеральные стандарты бухгалтерского учета по учету доходов и расходов, и то, что с учетом существенности, элементы государственной помощи могут быть отражены как самостоятельные статьи отчета о финансовых результатах, потребовало исключить указание на конкретные виды доходов и расходов, которые ассоциируются у бухгалтеров с одноименными статьями Отчета о финансовых результатах – «Прочие доходы» и «Прочие расходы».

Следует отметить и уточнение терминологии, применяемой в новой редакции ФСБУ (ПБУ) 13/2000:

- термин «государственные (муниципальные) учреждения» заменен таким термином, как «организации государственного сектора»;

- термин «на финансирование капитальных расходов» заменен термином «на финансирование капитальных затрат», так как расходы отражаются в Отчете о финансовых результатах, а капитальные затраты формируют первоначальную стоимость внеоборотных активов, а внеоборотные активы отражаются в Бухгалтерском балансе;

- термин «материально-производственные запасы» заменен термином «запасы».

Дополнен приведенный в ФСБУ (ПБУ) 13/2000 перечень случаев, в которых это Положение не применяется, и в этот перечень включены такие случаи получения государственной помощи, которые признаются экономической выгодой организации, но связаны с:

- участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием. Заметим, что ранее в таких случаях государственной помощью не считалось только получение средств в уставный (складочный) капиталах юридических лиц. Если государственное или муниципальное унитарное предприятие получало бюджетные средства из федерального или регионального бюджетов помимо вклада в уставный (складочный) капитал, то это уже квалифицировалось как государственная помощь;

- возмещением из бюджета доходов, недополученных организацией и финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.

Эта позиция Минфина России уже была доведена до отчитывающихся организаций и их аудиторов ранее. Так, согласно Рекомендациям аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год (приложение к письму от 21 января 2019 г. № 07-04-09/2654) выручка в случае получения компенсации из бюджета в связи с государственным регулированием тарифов отражается в соответствии с ПБУ 9/99 в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 ПБУ 9/99). В случае когда договором оказания услуг предусмотрено получение организацией, непосредственно оказывающей услуги, сумм компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с государственным регулированием тарифов на эти услуги, выручка от оказания таких услуг признается в величине, равной сумме полученной (подлежащей получению) платы согласно установленному тарифу и сумме соответствующей компенсации в связи с государственным регулированием тарифов, предусмотренной договором.

Иными словами, она не отражается не как государственная помощь, а отражается как выручка в соответствующих строках бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменениями уточнен порядок списания со счета учета целевого финансирования бюджетных средств на финансирование капитальных затрат. В ФСБУ (ПБУ) 13/2000 изначально был установлен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов, подлежащих амортизации, со счета учета целевого финансирования.

Так, в п. 8 ФСБУ (ПБУ) 13/2000 указывалось, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации и одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. У бухгалтеров складывалось впечатление, что амортизация начислялась по объекту, который еще находился на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», хотя это не подразумевалось.

Теперь неясность формулировки устранена. Бюджетные средства должны списываться со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов на дату ввода соответствующих объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Далее в течение срока полезного использования указанных объектов по мере начисления амортизации по ним суммы, относящиеся к этим объектам, зачисляются в финансовые результаты организации.

Пример 1. Фонд медицинского страхования выделил медицинскому учреждению средства на покупку компьютерную программу ранней диагностики синдрома Аспергера у детей 600 тыс. руб. Срок полезного использования установлен – 60 мес. Бухгалтерские записи представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Отражение субсидии из ФОМС на приобретение компьютерной программы у медицинской организации – получателя субсидии

 

Содержание факта хозяйственной жизни

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Январь 2019 г.

 

 

 

Начислены средства государственной помощи из ФОМС

600 000

76-ФОМС

86

Поступление средств государственной помощи из ФОМС

600 000

51

76-ФОМС

Февраль 2019 г.

 

 

 

Приобретение компьютерной программы у разработчика

600 000

08

60

Принятие к учету компьютерной программы

600 000

04

08

Средства государственной помощи списаны со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов на дату ввода программы в эксплуатацию

600 000

86

98 субсчет «Государственная помощь»

Март 2019 г. и далее в течение 60 месяцев

 

 

 

Начислена амортизация компьютерной программы за месяц (600 000 руб. / 60 мес.)

10 000

20

02

Доходы будущих периодов признаются доходом текущего отчетного периода (600 000 руб. / 60 мес.)

10 000

98 субсчет «Государственная помощь»

91-1

субсчет «Активы, полученные безвозмездно» *)

 

*) В соответствии с п. 21 ФСБУ (ПБУ) 13/2000 в предыдущей редакции суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно п. 8 этого же ПБУ в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.

 

Новой редакцией ФСБУ (ПБУ) 13/2000 установлен порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды.

Согласно ранее действовавшему порядку суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно п. 8 ФСБУ (ПБУ) 13/2000 в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с п. 14 этого же ФСБУ (ПБУ), должны были отражаться на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В соответствии с новым порядком, организация должна отражать полученные бюджетные средства в зависимости от того, до какой степени через механизм амортизации списан объект внеоборотных активов:

- в сумме, равной начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет такого финансирования, - как увеличение финансового результата организации;

- в оставшейся сумме - в качестве доходов будущих периодов.

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1, но введем дополнительное условие. ФОМС, выделяя средства медицинской организации, поставил следующее условие: использовать программу только для проведения диагностики детей на безвозмездной основе. В декабре 2019 года в ходе контрольных мероприятий ФОМС установил, что программы используется в том числе и для диагностики на платной основе, в связи с чем предложил организации произвести возврат выделенных на приобретение программы средств в январе 2020 года в сумме 500 000 руб. Организация выполнила это требование. Бухгалтерские записи представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Отражение получения и возврата субсидии из ФОМС на приобретение компьютерной программы у медицинской организации

 

Содержание факта хозяйственной жизни

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Январь 2019 г.

 

 

 

Начислены средства государственной помощи из ФОМС

600 000

76 субсчет «Бюджетные средства»

86

Поступление средств государственной помощи из ФОМС

600 000

51

76 субсчет «Бюджетные средства»

Февраль 2019 г.

 

 

 

Приобретение компьютерной программы у разработчика

600 000

08

60

Принятие к учету компьютерной программы

600 000

04

08

Средства государственной помощи списаны со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов на дату ввода программы в эксплуатацию

600 000

86

98 субсчет «Государственная помощь»

Март – декабрь 2019 г.

 

 

 

Начислена амортизация компьютерной программы за март – декабрь 2019 года (600 000 руб. / 60 мес.) * 10 мес.

100 000

20

05

Доходы будущих периодов признаются доходом текущего отчетного периода за март – декабрь 2019 года (600 000 руб. / 60 мес.) * 10 мес.

100 000

98 субсчет «Государственная помощь»

91-1

субсчет «Активы, полученные безвозмездно»

Январь 2020 г. – реализация требования ФОМС о возврате средств государственной помощи

 

 

 

Списание оставшейся суммы доходов будущих периодов для признания целевого финансирования, подлежащего возврату (600 000 – 100 000) руб.

500 000

98 субсчет «Государственная помощь»

86

На сумму, подлежащую возврату государственной помощи ФОМС

500 000

86

76 субсчет «Бюджетные средства, подлежащие возврату»

Возврат средств государственной помощи ФОМС

500 000

76 субсчет «Бюджетные средства, подлежащие возврату»

51

 

В новой редакции ФСБУ (ПБУ) 13/2000 установлен новый состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией государственной помощи.

Если ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по отдельной статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства» по самостоятельно вводимой отчитывающейся организацией строке «Государственная помощь».

Теперь, с учетом существенности, по отдельным статьям в бухгалтерском балансе приводятся:

1) неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования – кредитовое сальдо счета 86 «Целевое финансирование»;

2) дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации – дебетовое сальдо счета 76 субсчет «Бюджетные средства»;

3) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств – кредитовое сальдо счета 76 субсчет «Бюджетные средства, подлежащие возврату»;

4) доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств – кредитовое сальдо счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Государственная помощь».

Новой редакцией ФСБУ (ПБУ) 13/2000 установлен порядок раскрытия связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат доходов будущих периодов. Доходы будущих периодов, связанные с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражаются в бухгалтерской отчетности организации одним из следующих способов, выбор которых осуществляется в учетной политике отчитывающейся организации.

Первый способ. Доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражаются в бухгалтерском балансе как обособленная статья долгосрочных обязательств. В отчете о финансовых результатах доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат и отнесенные в отчетном периоде на финансовый результат деятельности организации, также отражаются как обособленная статья доходов.

Пример 3. Медицинская организация в сентябре 2019 года получила государственную субсидию в размере 19,2 млн. руб. на приобретение оборудования стоимостью 60 млн. руб. Оборудование приобретено в октябре 2019 года. Срок службы данного оборудования – 10 лет или 120 мес.

Отражение субсидии возможно двумя альтернативными способами. При первом способе субсидия отражается как доход будущих периодов.

Для целей применения данного способа к счету 91-1 открывается субсчет «ГП» - государственная помощь.

Бухгалтерские записи представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Отражение государственной субсидии первым способом как дохода будущих периодов

 

Содержание факта хозяйственной жизни

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Сентябрь 2019 г.

 

 

 

Поступление средств государственной субсидии

19 200 000

51

98

Октябрь 2019 г.

 

 

 

Приобретение медицинского оборудования

60 000 000

08

60

Принятие к учету медицинского оборудования

60 000 000

01

08

Ноябрь 2019 г.

 

 

 

Начислена амортизация оборудования за месяц (60 000 000 руб. / 120 мес.)

500 000

20

02

Признание полученной субсидии доходом текущего отчетного периода (19 200 000 руб. / 120 мес.)

160 000

98

91-1

субсчет «ГП»

Декабрь 2019 г.

 

 

 

Начислена амортизация оборудования за месяц (60 000 000 руб. / 120 мес.)

500 000

20

02

Признание полученной субсидии доходом текущего отчетного периода (19 200 000 руб. / 120 мес.)

160 000

98

91-1

субсчет «ГП»

Списание затрат, учтенных на счете 20

1 000 000

91-2

20

Списание превышения прочих расходов над прочими доходами (1 000 000 – 320 000)

680 000

99

91-9

Признание непокрытого убытка за 2019 год

680 000

84

99

 

Уставный капитал медицинской организации и задолженность учредителей по внесению средств в уставный капитал составляет 1 000 000 руб., то бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 года будет иметь вид, представленный в таблице 4.

 

Таблица 4. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 г.

Тыс. руб.

Статья актива

Сумма

 

Статья пассива

Сумма

I.Внеоборотные активы

 

 

III. Капитал и резервы

 

Основные средства

59 000

 

Уставный капитал

1 000

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(680)

Итого по I разделу

59 000

 

Итого по III разделу

320

 

 

 

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

II. Оборотные активы

 

 

V. Краткосрочные обязательства

 

Дебиторская задолженность

1 000

 

Кредиторская задолженность

60 000

Денежные средства и денежные эквиваленты

19 200

 

Доходы будущих периодов – государственная помощь

18 880

Итого по II разделу

20 200

 

Итого по V разделу

78 880

БАЛАНС

79 200

 

БАЛАНС

79 200

 

 

Второй способ. Доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражаются в бухгалтерском балансе как регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов, приобретенных на суммы государственной помощи. В отчете о финансовых результатах доходы будущих периодов, признанные в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат и отнесенные в отчетном периоде на финансовый результат деятельности организации как величина, уменьшающая расходы по амортизации.

Для применения данного способа потребуется введение следующих счетов:

76-ГП – счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по государственной помощи».

Бухгалтерские записи представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Отражение государственной субсидии вторым способом в уменьшение стоимости актива, приобретенного за счет государственной субсидии

 

Содержание факта хозяйственной жизни

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Сентябрь 2019 г.

 

 

 

Поступление средств государственной субсидии

19 200 000

51

86

Октябрь 2019 г.

 

 

 

Приобретение медицинского оборудования

60 000 000

08

60

Принятие к учету медицинского оборудования (60 000 000 – 19 200 000) руб.

40 800 000

01

08

Признание целевого финансирования доходами будущих периодов

19 200 000

86

98

Уменьшение стоимости медицинского оборудования на сумму субсидии

19 200 000

98

08

Ноябрь 2019 г.

 

 

 

Начислена амортизация оборудования за месяц (40 800 000 руб. / 120 мес.)

340 000

20

02

Декабрь 2019 г.

 

 

 

Начислена амортизация оборудования за месяц (40 800 000 руб. / 120 мес.)

340 000

20

02

Списание затрат, учтенных на счете 20

680 000

91-2

20

Списание превышения прочих расходов над прочими доходами

680 000

99

91-9

Признание непокрытого убытка за 2019 год

680 000

84

99

 

Бухгалтерский баланс организации, избравшей применение второго способа, представлен в таблице 6.

 

Таблица 6. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 г.

Тыс. руб.

Статья актива

Сумма

 

Статья пассива

Сумма

I.Внеоборотные активы

 

 

III. Капитал и резервы

 

Основные средства

40 120

 

Уставный капитал

1 000

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(680)

Итого по I разделу

40 120

 

Итого по III разделу

320

 

 

 

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

II. Оборотные активы

 

 

V. Краткосрочные обязательства

 

Дебиторская задолженность

1 000

 

Кредиторская задолженность

60 000

Денежные средства и денежные эквиваленты

19 200

 

 

 

Итого по II разделу

20 200

 

Итого по V разделу

60 000

БАЛАНС

60 320

 

БАЛАНС

60 320

 

 

Представляется, что второй способ будет популярен у организаций, желающих избежать обязательного аудита по экономическим показателям. Если организационно-правовая форма отчитывающейся организации – акционерное общество, то применение второго способа для уменьшения валюты баланса бессмысленно, так как оно подлежит обязательной проверке в соответствии со своей организационно-правовой формой. А в случае, когда организационно-правовая форма, например, общество с ограниченной ответственностью, то есть реальный шанс избежать обязательного аудита при сумме активов, не превышающей 60 млн. рублей.

Новой редакцией ФСБУ (ПБУ) 13/2000 установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов. Доходы организации, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражаются в отчете о финансовых результатах одним из следующих способов:

1) в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности), например, «Государственная помощь на финансирование текущих расходов», т.е. расходы и доходы будут отражены развёрнуто;

2) в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства, т.е. свёрнуто.

Кроме того, ФСБУ (ПБУ) 13/2000 установлен минимальный перечень информации о полученной организацией государственной помощи.

В связи с введенным правом организации выбирать один из двух способов представления информации о полученных бюджетных средствах перечень раскрытий дополнен требованием, об обязательном раскрытии организацией – получателем государственной помощи в своей отчетности выбранного способа представления информации.

Раскрытие в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности выбранного способа отражения в учете государственных субсидий может быть, в частности, следующим:

 

 

Пояснение к бухгалтерской (финансовой) отчётности (фрагмент)

 

Государственные субсидии на приобретение или создание внеоборотных активов вычитаются из стоимости соответствующего актива при определении его первоначальной стоимости. Такие государственные субсидии признаются в качестве дохода в течение срока полезного использования внеоборотных активов путем начисления амортизации на уменьшенную балансовую стоимость актива.

 

 

Заключение. Сближение порядка учета государственной помощи в России с международными стандартами финансовой отчетности, несомненно, приведет к более прозрачному и наглядному отражению государственных средств в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций – получателей бюджетных средств и их целевого использования.

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  2. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000". [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  3. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год. Приложение к письму Минфина России от 21.01.2019 N 07-04-09/2654. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  4. Сотникова Л.В. Учет государственных субсидий на строительство. - //Бухучет в строительных организациях. 2013. № 7. С. 6-18.

  5. Сотникова Л.В. Учет процентов по заемным средствам, компенсируемых государственными субсидиями. - //Бухучет в строительных организациях. 2013. № 11. С. 13-18.